Пн—Вс 10.00-21.00
Москва, ул.Лётчика Бабушкина, д.30 с.1 | м. Бабушкинская

Выбираем тормоза для велосипеда

Какие существуют типы велосипедных тормозов?

Очевидно, велосипедные тормоза - это нечто большее, чем просто знание того, что они делают. Существуют также различные типы велосипедных тормозов, о которых вам нужно знать, чтобы выбрать правильную модель для установки на свой велосипед или для того чтобы сделать правильный выбор при покупке нового велосипеда.

Велосипедные тормозные системы в действии: понимание механизма

Все тормоза, независимо от типа, имеют схожую концепцию работы. По крайней мере, у каждого тормоза есть колодка, которая создает трение на тормозной поверхности колеса велосипеда. Когда вы нажимаете на тормоз, колодка контактирует с поверхностью колеса, создавая трение, которое снижает скорость велосипеда и в конечном итоге приводит к его остановке.

Для лучшего эффекта трения всегда нужно следить за тем, чтобы тормоза были в хорошем состоянии. Обода, колодки и тормозные диски должны быть чистыми и в хорошем состоянии, поэтому так важно иногда обслуживать свой велосипед.

Какие бывают разновидности велосипедных тормозов?

Виды тормозов для велосипеда

В основном, велосипедные тормоза разделяются на 3 основных типа:

  • Ободные тормоза
  • Дисковые тормоза
  • Барабанные (роллерные) тормоза

Рассмотрим подробнее каждую группу тормозов и все плюсы и минусы данных конструкций.

Ободные велосипедные тормоза

Традиционно, ободные тормоза являются наиболее распространенными в велоспорте. Согласно истории, они датируются 1817 годом, когда Карл Дрейс изобрел поворотный тормоз, который приводился в действие нажатием на рычаг.

Чтобы было ясно, ободные тормоза довольно просты по конструкции и характеристикам, они все еще связаны с той же древней рабочей концепцией с момента их появления.

Есть минимум 4 причины любить ободные тормоза. Они экономичны, просты в использовании, доступны по цене и легки. И хотя, они требуют регулярного обслуживания, но при этом за ними совсем не сложно ухаживать и самому.

На данный момент существует 5 основных типов ободного тормоза.

Принцип действия у всех примерно похож: тормозные колодки зажимают с двух сторон обод велосипедного колеса как тиски. Но есть и свои отличия, в основном это конструкция ободного тормоза и дисциплина использования.

Разновидности ободных велосипедных тормозов:

1. Ободной тормоз типа V-brake.

Самые распространённый вариант ободных тормозов- это тормоза V-brake.

Векторные тормоза, V-brakes, «вибрейк», — наиболее распространенная на сегодня модель ободного тормоза, V-образное крепление рычагов (плечей) с тормозными колодками.

2. Ободные тормоза U-brake.

Тормозные рычаги перекрещиваются между собой в форме буквы "U" и конструкция отличается от тех же V-brake.

3. Кантилеверные тормоза.

Это уже уходящая модель, предшественник V-brake. Сейчас встречается на цикло-кроссовых велосипедах и хороши из-за большого грязевого зазора, также встречаются на некоторых моделях bmx.

4. Клещевой ободной тормоз.

В основном этот тип последние годы используется в профессиональных гонках на большинстве шоссейных велосипедов. Из плюсов - удобное крепление под один болт, низкий вес и более мощное и симметричное тормозное усилие колодок.

5. Гидравлические ободные тормоза.

Самые мощные ободные тормоза. Кардинальное отличие - два тормозных поршня, которые приводятся в движение тормозной жидкостью и работают абсолютно симметрично с обеих сторон обода. Такие тормоза дают вам максимальный контроль над тормозным усилием (вы контролируете тормозную ручку и силу сжатия до доли миллиметра). Тормоза данного типа способны разжать и согнуть велосипедную раму, поэтому зачастую вместе с тормозом ставят специальное усиление в виде подковы на раму (чтобы повысить жесткость и прочность рамы). Крепление под ободную гидравлику очень редко встречается на рамах и в основном такие тормоза используют в вело-триале.

Самая известный бренд из ободной гидравлики - это Magura.

Плюсы и минусы ободных велосипедных тормозов

Плюсы ободных тормозов:

  • Невысокая нагрузка на спицы и втулку из-за равномерного распределения нагрузки по ободу колеса.
  • Нагреваются гораздо меньше, чем дисковые тормоза, благодаря большей площади самого обода, чем у тормозного ротора.
  • Очень простая и понятная настройка тормоза, его можно починить и настроить прямо в пути.
  • Низкий вес, что бывает очень важно в некоторых велодисциплинах.
  • Низкая цена. Хорошие ободные тормоза всегда будут тормозить лучше и стоить существенно меньше, чем самые простые китайские дисковые тормоза.

Минусы:

  • Торможение ухудшается, если на обод велосипедного колеса попадает масло, грязь, вода, песок или снег. Может появляться "провал" в торможении на несколько секунд.
  • Небольшое искривление колеса может приводить к притиранию колодок и постоянному торможению. Это довольно частая проблема при образовании на ободе велосипеда "восьмёрки".
  • Требуют более частой замены тормозных колодок, если сравнивать с дисковым тормозом.

Дисковые велосипедные тормоза

Изначально дисковые тормоза, с небольшими изменениями, пришли в велосообщество после автомобилей и мотоциклов. В зависимости от типа привода тормозной машинки они делятся на механические и гидравлические, бывают также и комбинированные варианты тормоза.

Дисковые велосипедные тормоза

Устройство дисковых велосипедных тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрученного к втулке колеса (центральная часть), и тормозной машинки (калипер), внутри которой размещены тормозные колодки.

  • Тормозные роторы (диски) бывают разного диаметра. Чем больше будет диаметр тормозного ротора, тем более эффективно будет работать тормоз. Также есть 2 разных типа крепления ротора ко втулке. CenterLock и стандартное крепление под 6 болтов.
  • Калипер (тормозная машинка) крепится на вилку или на раму велосипеда. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые зажимают тормозной ротор одним или несколькими поршнями с обеих сторон.
  • Тормозные колодки могут состоять из разных металлов в виде прессованной стружки или из органического материала. Колодки с металлическим составом будут дольше притираться к обода, пока они новые и сами по себе более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстрее стираются и обеспечивают более плавное торможение.

Разновидности дисковых велосипедных тормозов

1. Дисковые механические тормоза.

Отличительная особенность дисковой механики - тормозное усилие всегда передаётся на тормозную машинку через тормозной трос.

Тормозной трос

Одна тормозная колодка как правило стоит на месте, а вторая тормозная колодка работает на зажатие диска, путём вращения по резьбе за счёт натяжения тормозного тросика. Из-за ассиметричного зажатия тормозного диска, дисковые механические тормоза страдают неравномерным распределением тормозного усилия и могут застопорить ваше колесо раньше ваших ожиданий.

Дисковый тормоз механический

Существуют также и модели механических дисковых тормозов, где тормозной диск зажимается сразу двумя тормозными колодками одновременно, но сам механизм всё равно приводится в действие от тормозного тросика.

2. Дисковые гидравлические тормоза.

Дисковые гидравлические тормоза

В отличие от дисковой механики, дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более мощное тормозное усилие, более плавное и равномерное торможение, и контроль тормозного усилия до доли миллиметров с тормозной ручки.

Дисковая гидравлика приводится в действие за счёт тормозной жидкости - как правило это минеральное масло или тормозная жидкость DOT.

Тормозные ручки также отличаются от дисковой механики - тут уже будет полностью герметичная система с жидкостью внутри а также поршень (встроен в тормозную ручку), который давит на жидкость в тормозной гидролинии.

Ручка гидравлического тормоза

Сами калиперы (тормозные машинки) также имеют кардинальные отличия от механических тормозов - тут уже две активных тормозных колодки, которые одновременно и с одинаковой силой зажимают тормозной диск сразу с двух сторон. В стандартных гидравлических тормозах каждая тормозная колодка приводится в действие своим тормозным поршнем - всего получается 2 тормозных поршня (двухпоршневые велосипедные тормоза).

В дорогих и самых мощных тормозах идёт 4 тормозных поршня - на каждую тормозную колодку по 2 поршня. Такие велосипедные тормоза называют- четырёхпоршневые.

Если обобщать впечатление о дисковых гидравлических тормозах для простых читателей, то можно сказать, что вы получаете максимальный контроль при нажатии на тормоз, равномерное распределение тормозного усилия и максимальную силу торможения, если она требуется.

Гибридные дисковые тормоза для велосипеда

Механико-Гидравлические велотормоза появились сравнительно недавно. Такие тормоза встречаются пожалуй реже всего. Из названия не сложно догадаться что это будет гибрид дисковой механики и гидравлики. Суть в том, что от руля идёт стандартная тормозная ручка или чаще "пистолеты" под механику (если руль загнут как у шоссейника), с самыми обычными рубашками и тормозными тросиками внутри них, а сама тормозная машинка (калипер) уже идёт гидравлический. Обычно так делают ради экономии бюджета. Если купить гравийный или шоссейный велосипед с пистолетами под механический тормоз, а потом вдруг загореться желанием сделать апгрейд тормозов, то придётся занести в магазин хорошую сумму не только за сам тормоз, но и за новые тормозные ручки под гидравлику. А стоят пистолеты под гидравлику очень недёшево.

Гидромеханические дисковые тормоза

Плюсы и минусы гибридных дисковых тормозов на велосипеде

К плюсам всех дисковых тормозов можно отнести неприхотливость ко всем погодным условиям, а также хорошее торможение даже с кривыми, повреждёнными, и грязными колёсными ободами.

Минусы:

  • Стоимость значительно больше, чем у ободных тормозов
  • Большой вес
  • Перегрев колодок (некоторые колодки имеют дополнительное охлаждение)
  • Нагрузка на втулки и спицы в колёсах

Барабанные или "педальные" тормоза

Данный тип тормоза можно назвать аналоговым устройством в цифровом мире. Сейчас такие тормоза можно найти или на детских велосипедах, или на самых простых взрослых городских велосипедах, которые используются только для спокойной езды.

Педальный тормоз

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной или педальный тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к тормозному барабану внутри втулки. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение.

Есть ряд преимуществ тормозов барабанного типа:

  • Педальный тормоз работает одинаково хорошо как в дождь, так и в сухую погоду.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Обычно требуют меньше обслуживания, чем тормоза любого другого типа.
  • От руля нет проводов, что делает его аккуратным и простым.
  • Отсутствие тросов и дополнительных механизмов особенно выгодно для складных или разборных велосипедов.
  • Барабанные или "ножные тормоза" могут быть хорошим выбором для велосипедистов-инвалидов, у которых например недостаточно силы рук для пользования стандартными ободными или дисковыми тормозами.
  • Велосипед с барабанным (педальным) тормозом может двигаться назад без вращения шатунов (полезно в акробатических велосипедах).

Но к сожалению преимущества не перебивают все недостатки и минусы ножного тормоза, смотрите сами:

  • Ножные тормоза затрудняют начало движения на велосипеде, а также торможение. Нужно всегда заранее готовиться к торможению.
  • Препятствуют использованию зажимных педалей или зажимов для ног и ремней, поскольку нет простого способа повернуть педали в исходное положение.
  • Довольно часто вызывают занос, что приводит к чрезмерному износу шин.
  • Когда педальные тормоза выходят из строя (например в результате обрыва цепи) они выходят из строя внезапно и полностью.
  • Склонны к перегреву и выцветанию при использовании в горных районах.
  • Педальный тормоза внутри ступицы с внутренним зацеплением усложняет механизм и сокращает возможности смазки.
  • Несовместим с переключателем передач или натяжителем цепи.
  • Слишком много велосипедов оснащены только ножным тормозом, поэтому на случай отказа тормозной системы, ваш велосипед остаётся вообще без тормозов.
  • Велосипед не будет управляться так хорошо, как с ободными или дисковыми тормозами, из-за отсутствия холостого хода педалей назад.
  • Имеют большой вес.

С какими тормозами покупать велосипед? Советы продавца

По сути, вам совсем не обязательно вникать во все нюансы и модели велотормозов, при выборе нового велосипеда в магазине, но мы дадим вам пару советов, на которые стоит обратить ваше внимание в магазине:

  • Честность и адекватность сотрудников магазина! Тут, я бы просто рекомендовал смотреть на человека, который вам советует велосипед к покупке. Проверьте, в любом адекватном веломагазине вам найдут велосипед под ваш бюджет и запросы, просто вникайте что вам говорят, задавайте встречные вопросы, проверьте знания специалиста, почитайте отзывы о магазине.
  • Не гонитесь за новыми технологиями! Не нужно покупать велосипед "Десна" за 9.000 рублей с гидравлическими дисковыми тормозами и ждать успеха в своей веложизни. Поверьте, вас будут знать в лицо в любой веломастерской. Надёжные гидравлические тормоза обойдутся вам МИНИМУМ в 4,5-6 тысяч рублей и их вы никогда не найдёте на велосипеде за 9 тысяч рублей.
  • Простые ободные тормоза с хорошим комплектом колодок тормозят лучше, чем дешёвая дисковая механика.
  • Вы всегда сможете поменять простые дисковые тормоза на хорошие гидравлические.
  • Помните, не всегда можно поменять ободные тормоза велосипеда на дисковые, тут всё зависит от вашего бюджета и креплений на велосипеде.
  • К очень дешёвым дисковым тормозам просто невозможно найти тормозные колодки, даже в Москве! Передаём привет всем владельцам велосипедов на литых дисках и ждём их у себя в мастерской.

P.S. Если вы дочитали нашу статью до конца, то мы ждём от вас комментарии или идеи для новых статей. Автору всегда хочется знать, что думают читатели.


Возврат к списку

Подпишись на наши новости в соцсетях и узнай первым